Финансовый уполномоченный рассказала о подходах к разрешению споров по ОСАГО в связи с невозможностью осуществить ремонт поврежденного транспортного средства
Финансовому уполномоченному поступают обращения по спорам из договоров ОСАГО, в которых потребитель требует взыскания страхового возмещения в денежной форме в связи с неосуществлением страховщиком ремонта поврежденного транспортного средства со ссылкой на изменение рыночной ситуации и невозможность организовать такой ремонт в соответствии с требованиями закона об ОСАГО. Об этом сообщила финансовый уполномоченный Светлана Максимова в рамках X Петербургского международного юридического форума в ходе сессии «Открытый диалог. О правовых проблемах, возникающих при рассмотрении споров потребителей финансовых услуг с финансовыми организациями», организованной Службой финансового уполномоченного в рамках X Петербургского международного юридического форума.
«Речь идет о тех ситуациях, при которых потребитель в феврале, марте и даже в апреле 2022 года получил от страховой организации направление на ремонт, но спустя время от СТОА получено сообщение о невозможности в установленный законом срок произвести ремонт. Но потребитель не соглашается на увеличение срока, которое допускается законодательством по соглашению сторон», - пояснила Максимова.
Финансовый уполномоченный разъяснила правовые позиции, которых придерживается финансовый уполномоченный при рассмотрении подобных обращений.
Так, если у страховщика заключен договор на организацию ремонта со станцией технического обслуживания (СТОА), которая соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик должен направить его транспортное средство на эту станцию.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать направление на ремонт на одну из таких станций. При отсутствии такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.
«Таким образом, несоответствие станции любому из указанных в законе об ОСАГО критериев является достаточным правовым основанием для смены формы страхового возмещения по договору ОСАГО с натуральной на денежную», - отметила Максимова.
В этой связи если страховщик представит финансовому уполномоченному доказательства невозможности выдачи им направления на ремонт в течение установленного законом об ОСАГО срока по причине отказа всех СТОА, с которыми страховщик заключил договоры и которые соответствуют критериям доступности для потерпевшего, а также сохранности гарантий от производителя, взыскиваемое страховое возмещение должно рассчитываться как стоимость восстановительного ремонта с учетом износа узлов, деталей и запасных частей.
«При этом в качестве доказательств невозможности проведения ремонта страховщики вправе представить письма СТОА об отказе последних от проведения ремонта. Однако такой отказ должен быть выражен в отношении конкретного транспортного средства потерпевшего с указанием марки, модели, и иных признаков, позволяющих идентифицировать его», - пояснила Максимова. Отказ СТОА от ремонта по причинам, связанным со сложившейся рыночной ситуацией, но без привязки такого отказа к конкретному транспортному средству потерпевшего, не может расцениваться как доказательство несоответствия СТОА требованиям об организации ремонта, установленным законом об ОСАГО, добавила финансовый уполномоченный.
«Аналогичным образом, по нашему мнению, должны оцениваться и информационные письма представительств автопроизводителей о перебоях или ограничениях в поставках запасных частей, поскольку они не свидетельствуют о фактическом отсутствии у СТОА запасных частей, необходимых для ремонта конкретного транспортного средства», - подчеркнула Максимова.